Риски в управлении персоналом: чем могут навредить бизнесу свои же сотрудники

Безопасность бизнеса зависит от многих факторов, но в появлении рисков всегда виноват человек. Влиять на безопасность в компании может каждый: от обычного сотрудника до генерального директора. Разбираемся, какие действия работников могут нанести ущерб организации.

Безопасность бизнеса зависит от многих факторов, но в появлении рисков всегда виноват человек. Влиять на безопасность в компании может каждый: от обычного сотрудника до генерального директора. Разбираемся, какие действия работников могут нанести ущерб организации.

Так как бизнес ориентирован прежде всего на результат, то для этого принимаются соответствующие решения и действия, которые в дальнейшем должны принести выгоду в виде прибыли от реализации товаров, работ или услуг. Реализация планов бенефициаров осуществляется за счет сотрудников, которые в свою очередь могут совершать неправомерные действия и подвергать компанию финансовым, имиджевым или репутационным рискам организации.

Риски, связанные с неправомерными действиями сотрудников:

1. Распространение конфиденциальной информации.
2. Взяточничество.
3. Служебная халатность.
4. Негативное влияние на имидж компании.
5. Хищение.

Распространение конфиденциальной информации

Риск утечки информации особенно опасен при увольнении работника. Нередки ситуации, когда кадровые решения о сокращении или снятии с должности приводят к «сливу» сведений. В сферах, где конкуренция особенно высока, существуют даже специальные сотрудники, так называемые, «охотники за головами». Их задача – привлечение уволенных кадров в свой штат. Знания, которыми располагают бывшие специалисты конкурирующей организации, могут оказаться бесценными.

Хищение данных со стороны сотрудников может быть различным, например, проникновение работника в систему и копирование важных сведений, фотосъемка или видеосъемка чертежей, готовой продукции, производственного процесса, а также предоставление конкуренту данных о технических показателях продукта.

Сложность ситуации с рисками зависит от того, какие именно данные поступили конкурентам. Например, конкуренты могут внедрить ваши уникальные технологические разработки и модернизировать свои производственные процессы. Или создать раньше вас продукт на основе украденного проекта, хотя вы та компания, которая его разработала. Конкуренты могут также доработать вашу идею и предложить клиентам улучшенный продукт или услугу.

Конкурент может внедрить какой-либо дополнительный инструмент, позволяющий осуществлять более эффективный анализ сведений, работу с персоналом, кадровые решения, преобразование какого-либо отдела для повышения производительности. Сюда же относится оценка маркетинговых перспектив организации и внедрение методов повышения продаж.

Помимо этого, существует и репутационный риск. Сотрудник может украсть не только какую-то технологию, но и информацию, которая способна нанести удар по имиджу предприятия.

Взяточничество

Коррупция и взяточничество остаются одними из главных проблем России. И бизнес страдает от подобных рисков не меньше, чем государственные органы. Однако финансовый риск – не единственная причина, по которой нужно уделить особое внимание данному аспекту в управлении персоналом. Добавим сюда возможные репутационные потери. Прежде всего, они возникают по причине нежелания контрагентов продолжать дальнейшее сотрудничество с компанией из-за подобных рисков. Для организации это значит потерю потенциально крупного заказчика или поставщика, а соответственно, и денежных средств.

Подобные действия сопряжены и с налоговыми рисками. Существует высокая вероятность, что коррупционные деяния кадров вызовут подозрение со стороны ФНС. Как следствие, компания может получить штраф или даже столкнуться с уголовным делом за подобные действия.

Служебная халатность

Анализ рисков управления сотрудниками в обязательном порядке включает в себя служебную халатность. Под данным понятием понимают неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, которое может привести к негативным последствиям. В соответствии со статьей 293 УК РФ, деяние может быть квалифицировано как халатность в следующих случаях:

  1. Если в результате действий (бездействия) сотрудника причинен ущерб в 1 500 000 рублей и более, существенное нарушение прав и законных интересов.
  2. Если деяние стало причиной нанесения тяжкого вреда здоровью кадров.
  3. Если действие (бездействие) повлекло за собой смерть других работников предприятия.

Халатность может проявиться в различных ситуациях. В лучшем случае для организации, это неисполнение обязанностей, которое влечет за собой срыв сроков или производственный брак. Компания сталкивается с рисками претензий со стороны контрагента. Соответственно, заказчик имеет право применить штрафные санкции, прописанные в договоре. Производителю придется отзывать целую партию товаров.

Еще хуже, если из-за служебной халатности произойдет серьезная авария, которая может привести к травматизму или даже к гибели людей. Риски от подобных происшествий для организации оценить крайне сложно. Как минимум, компанию ожидают длительные разбирательства с правоохранительными органами и ведомствами, осуществляющими надзор над охраной труда. В большинстве случаев риски подобного рода приводят к возбуждению уголовных дел против управления компании и к огромным штрафам.

Все эти проблемы являются причиной колоссальных репутационных рисков. Контрагенты могут отказаться от сотрудничества по причине плохого имиджа. Розничные клиенты, как правило, игнорируют продукцию, если оценка ее качества не соответствует ожиданиям. Именно поэтому данный аспект управления рисками требует повышенного внимания со стороны организации.

Негативное влияние на имидж компании

Управление рисками должно учитывать возможность влияния на репутацию организации из-за непристойных и общественно порицаемых действий со стороны кадров компании. Особое внимание этому уделяется в США и Европе. Если в прессу попадает какой-либо скандальный факт о работнике, оценка репутационных рисков покажет катастрофические результаты.

Риски, влияющие на имидж компании:

  1. Скандалы, связанные с негативным поведением работников. Самым очевидным примером таких рисков является публикация в интернете фото- и видеозаписей с непристойным поведением персонала компании.
  2. Выступление сотрудников в средствах массовой информации с сообщением информации, которая «очерняет» предприятие. Например, речь идет об игнорировании правил техники безопасности, невыплате заработных плат, использовании материалов низкого качества, различных махинациях и т.д.

Подобные проблемы возникают, прежде всего, из-за некачественного управления персоналом. В свою очередь, у компаний возникают и кадровые проблемы. Квалифицированный специалист вряд ли согласится идти на предприятие, прославившееся с негативной стороны. И даже хорошая зарплата и дополнительные бонусы вряд ли помогут исправить ситуацию. Для профессионалов важно и грамотное управление предприятием.

Хищение

К сожалению, хищение в России является одним из наиболее распространенных рисков. Еще с советских времен бытует поговорка: «тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь – хозяин, а не гость». И кражи на рабочих местах, к сожалению, остаются для нашей страны привычным явлением. Анализ ущерба, нанесенного предприятию после хищений, может показать миллионы рублей убытка.

Причины, по которым люди идут на подобные нарушения, очевидны. Зачастую, это низкая зарплата, из-за которой работнику приходится искать дополнительные способы заработка. Однако нередки случаи, когда в компанию трудоустраиваются работники, которые на предыдущем рабочем месте были уволены за подобные проступки. Проверка осложняется и тем, что большинство организаций предпочитают увольнять сотрудников, которые попались на воровстве, «по собственному желанию», чтобы избежать репутационных рисков для предприятия.

Хищения становятся причиной серьезной потери прибыли организации. Воруют как материалы, так и готовую продукцию (если это возможно). Кроме того, добавим возможность кражи информации и ее продажи конкуренту, о чем упоминалось выше. Вследствие хищений компания сталкивается с рисками невозможности выполнения заказа из-за недостачи материалов. Это приводит к перерасходу средств и необходимости корректировки бюджета.

Внедрение качественной системы управления рисками поможет избежать или минимизировать репутационные и материальные потери компании от действий персонала. Причем контроль необходимо наладить на всех этапах, от принятия сотрудника на рабочее место и предварительной проверки, до увольнения таким образом, чтобы у него не было желания побыстрее продать информацию конкуренту из мести. Грамотное управление персоналом способно избавить компанию от крупных неприятностей.

Темы: Виды рисков, Управление персоналом

Автор

Витлинский Павел Валерьевич
Витлинский Павел Валерьевич

Управляющий Национальной Юридической Сети

Все статьи автора