Проблемы при сдаче декларации НДС и их решения

Декларацию по НДС важно не только правильно составить, но и вовремя сдать. Если документ не предоставлен в срок, руководитель инспекции по истечении 10 дней может вынести решение о блокировке расчетных счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ). Кроме этого, на компанию могут наложить штраф в размере 5% от неуплаченного налога за каждый месяц просрочки (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Декларацию по НДС важно не только правильно составить, но и вовремя сдать. Если документ не предоставлен в срок, руководитель инспекции по истечении 10 дней может вынести решение о блокировке расчетных счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ). Кроме этого, на компанию могут наложить штраф в размере 5% от неуплаченного налога за каждый месяц просрочки (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Кто должен сдавать декларацию по НДС

  1. Организации и ИП на основной системе налогообложения;
  2. Декларанты, которые размещают товары под таможенные процедуры;
  3. Налоговые агенты, которые платят НДС в бюджет за:

– иностранные компании при покупке у них услуг на территории РФ;
– органы власти, когда получают государственное имущество в аренду или продают от имени государства различные ценности;
– продавцов лома черных и цветных металлов, шкур животных и макулатуры, если они не относятся к плательщикам НДС.

Декларацию нужно предоставлять в налоговую по месту учета налогоплательщика или налогового агента и только в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота (ЭДО) (п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация, которая сдана в срок, но на бумаге, считается непредоставленной (абз. 4 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Правила ЭДО установлены «Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС», утвержденными приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@.

Какие проблемы при сдаче декларации могут быть

Проблема 1. Недостоверность данных в ЕГРЮЛ

Сдача декларации только в электронном виде для кого-то может стать причиной несоблюдения сроков. Это связано с тем, что для работы с ЭДО и ТКС нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). Ее можно получить в Удостоверяющем центре (УЦ) и периодически нужно продлевать.

Любой УЦ, который выдает КЭП, обязан проверить данные заявителя в ЕГРЮЛ. Если в этом реестре будет сделана запись о недостоверности какой-либо информации, КЭП не будет выдана (продлена). К таким «проблемным» данным многих компаний относится юридический адрес, который налоговая может признать недостоверным. А если нет действующей КЭП, декларацию сдать не получится.

Что делать? Налоговая не может признать информацию недостоверной в одностороннем порядке. Поэтому между запросом из инспекции и «испорченными» данными о компании в ЕГРЮЛ пройдет время. Если срок КЭП истекает, оформите заявку на ее продление, а потом общайтесь с налоговой. Кроме этого, если перевыпуск (продление) КЭП «под угрозой», сдайте декларацию раньше, не тяните до 25 числа. Так вы избежите блокировки счетов и выиграете время на объяснения с налоговой.

Проблема 2. Сотрудники ФНС не принимают декларацию

Если при подаче декларации по НДС налоговая вдруг отказывается ее принимать, вы имеете право запросить письменный отказ. Сотрудники налоговой при этом могут аргументировать свой отказ только пунктами, которые прописаны в Административном регламенте, утвержденном приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н.

Законные причины отказа в приеме декларации:

  • недействующая КЭП, ее отсутствие или несоответствие данных между информацией о руководителе организации и сертификатом подписи. Например, в ООО сменился директор, КЭП на его имя не перевыпустили, и отправили декларацию по ТКС, подписанную электронной подписью предыдущего руководителя;
  • декларацию отправили не в ту инспекцию. Например, организация зарегистрирована в ИФНС по крупнейшим, а попытались отчитаться по НДС в местную налоговую;
  • имя файла не соответствует установленному формату;
  • использован недействующий код налогового документа (КНД);
  • несоответствие ИНН и кода налоговой инспекции в имени файла и самой декларации;
  • отсутствие файла с информацией об уполномоченном лице и выписанной доверенности в случае сдачи декларации представителем;
  • повторное предоставление отчета по тому же налогу, за тот же период;
  • для заполнения декларация использованы неправильные форматы даты, разделители, заполнены не все показатели.

Все остальные причины отказа в приеме декларации не имеют за собой юридической силы. И в случае дальнейших судебных разбирательств, суд будет на вашей стороне. Но советуем не доводить дело до суда и решить данную проблему в момент ее возникновения.

Документы, которые должен получить налогоплательщик после того как документ подписан КЭП и отправлен по ТКС:

  1. Уведомление об отправке декларации. В нем фиксируется дата и время передачи документа в налоговую. Формируется оператором ЭДО.
  2. Извещение о получении или об ошибке. На этом этапе в налоговой проверяется соблюдение технических требований к электронному документу. Ошибки, например, документ не получается расшифровать, нужно исправить.
  3. Квитанция о приеме декларации или уведомление об отказе с обязательным указанием причин отказа. Для формирования этих документов в налоговой проверяют действительность КЭП налогоплательщика, реквизиты файла и полномочия отправителя.
  4. Извещение о вводе сведений в базу налоговой или уведомление об уточнении. Срок поступления этих документов – 2 рабочих дня после отправки декларации. Уведомление об уточнении – это необходимость корректировки информации в уже принятом отчете по НДС.

Декларация будет считаться предоставленной, если из налоговой пришла «Квитанция о приеме». Этот документ или уведомление об отказе должны быть получены на следующий рабочий день после отправки декларации по ТКС.

Что делать? Если причины в «Уведомления об отказе» соответствуют нормативным документам, то нужно привести декларацию в соответствие с требованиями, указанными в уведомлении, по которым налоговая не приняла декларацию по НДС, и сдать ее повторно. Это самый простой и понятный случай.

Если сотрудник не дает письменный отказ или выданный документ содержит не указанные выше причины, по которым декларацию нельзя принять, нужно написать письмо на имя руководителя налоговой инспекции. В письме укажите, что с вашей стороны все условия по сдаче отчетности соблюдены и в случае непринятия декларации вы вынуждены будете обратиться в вышестоящий налоговый орган.

Если все же дело дошло до суда, используйте свое письменное обращение к руководителю налоговой инспекции в качестве дополнительного аргумента незаконных действий сотрудников налоговой. Суды часто встают на сторону налогоплательщиков. Например, Решение Арбитражного суда Томской области по делу № А67-7436/2017, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2018 № Ф09-2800/18 по делу № А60-46912/2017.

Гораздо сложнее, когда после отправки декларации от инспекции нет ответа. Налогоплательщик получил уведомление об отправке документа от оператора ЭДО, извещение о получении из инспекции, а вот «Квитанцию о приеме» или «Уведомление об отказе» нет.

Срок в один рабочий день для предоставления этих документов установлен в «Методических рекомендациях...», за нарушение которых ответственность не определена. Поэтому инспекторы этим пользуются и отмалчиваются после получения декларации.

Таким образом налоговики «опережают события» и пытаются получить от налогоплательщика ответы на вопросы, которые должны быть заданы только во время камеральной проверки. В отдельных случаях приглашают руководителя для беседы.


Для того чтобы сдача декларации по НДС не превратилась в квест, заранее проверьте:

  1. КЭП – она должна быть рабочей в день сдачи отчета в налоговую и выписана на действующего руководителя.
  2. Программное обеспечение и установку всех обновлений для формирования декларации по НДС в актуальном электронном формате.

На следующий рабочий день после сдачи декларации убедитесь в поступлении «Квитанции о приеме» или «Уведомления об отказе». Если этих документов нет, звоните инспектору и узнавайте причины.

 

Темы: Налоговый комплаенс

Автор

Витлинский Павел Валерьевич
Витлинский Павел Валерьевич

Управляющий Национальной Юридической Сети

Все статьи автора