Как защитить компанию от антимонопольных рисков

По заявлению Сергея Пузыревского, заместителя руководителя ФАС России, 90% юридических лиц, которых привлекли к ответственности, не понимают, какое именно нарушение законодательства о защите конкуренции они допустили (ГАРАНТ.РУ, 2017). Узнать о рисках нарушения до прихода к вам ФАС можно с помощью Комплаенс Экспресс-анализа

По заявлению Сергея Пузыревского, заместителя руководителя ФАС России, 90% юридических лиц, которых привлекли к ответственности, не понимают, какое именно нарушение законодательства о защите конкуренции они допустили (ГАРАНТ.РУ, 2017). Узнать о рисках нарушения до прихода к вам ФАС можно с помощью Комплаенс Экспресс-анализа


Риски появляются из-за отсутствия четкого регламента сотрудничества с контрагентами, внутренних нарушений, действий, противоречащих законодательству, и отсутствия юридической экспертизы договора при заключении сделки. Вызвать риски нарушения антимонопольного законодательства может деятельность в подразделениях маркетинга, ценообразования, продаж и департаментах, причастных к работе отраслевых ассоциаций.


Содержание:
1. Что ждет компанию за нарушение закона о защите конкуренции.
2. Сценарии развития событий при выявлении риска.
3. Суть Антимонопольного комплаенса.
4. Как внедрить Антимонопольный комплаенс.
5. Особенности внедрения Антимонопольного комплаенса.

Что ждет компанию за нарушение закона о защите конкуренции

monopolia1

Сценарии развития событий при выявлении риска

При обнаружении потенциальной угрозы санкций от ФАС, нужно оценить ее последствия для компании и возможность повлиять на ситуацию. Существует два сценария развития событий:

  1. Принятие риска, последующий отказ от сделок, рынков и видов деятельности, уплата штрафов, потеря репутации и значительные убытки.
  2. Разработка и внедрение комплаенс-системы с целью предотвращения, минимизации и управления рисками нарушения антимонопольного законодательства.

Разработать грамотную и полноценную программу Антимонопольного комплаенса может только команда специалистов в антимонопольном законодательстве. Например, такой командой могут выступать эксперты Национальной Юридической Сети.

Суть Антимонопольного комплаенса

Антимонопольный комплаенс – это система мер, предупреждающих нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Применяется инструмент непосредственно в компаниях с целью ведения ими честной игры на рынке. Конкуренция жизненно необходима. Для компаний она – стимул развиваться и улучшать продукцию. Для клиентов – неоценимая возможность выбирать. Важно, чтобы в погоне за лучшее место предприятия соблюдали правила рынка и не нарушали закон.

Основная задача антимонопольного комплаенса – предотвратить нарушения антимонопольного законодательства и минимизировать риски в компании. Все просто: если организация соблюдает правила борьбы с конкурентами, ей проверка ФАС не страшна. Антимонопольный комплаенс, введенный на предприятии, повышает осведомленность персонала и призывает его к ответственности. Иногда сотрудник принимает незаконное решение, сам того не зная. Цель системы – повысить правовую грамотность работников и уберечь компанию от публично-правовых рисков.

ФАС считается контролирующим органом. Внедрение комплаенса поможет сделать его для компании предупредительным за счет минимизации нарушений. После введения системы важно проводить регулярные проверки и привлекать персонал к дисциплинарной ответственности, чтобы показать реальность работы программы. Смысл Антимонопольного комплаенса не в том, чтобы просто избегать штрафов. Это эффективная системы по предупреждению и своевременному обнаружению нарушений.

Как внедрить Антимонопольный комплаенс

Первый шаг к внедрению системы предупреждения нарушений – это осознание, что она необходима организации. Все больше компаний начинают понимать, что нарушения антимонопольного законодательства – это не только штрафные санкции, но и потеря репутации в глазах партнеров, контрагентов и прочих заинтересованных лиц.

Международная Торговая Палата (ICC) разработала детальную и продуктивную комплаенс-программу, состоящую из следующих направлений:

Культура и политика системы. Компания признает наличествующие и возможные риски. Разрабатывается стратегия, формируется поддержка руководством ценности комплаенса.

Ответственные за комплаенс. Вводится должность комплаенс-офицера, который администрирует систему и подчиняется непосредственно руководству. Привлекается внешний аудитор для написания инструкций и регламента.

Оценка выявленных рисков. Определяются ресурсы контроля, пути ликвидации и минимизации обнаруженных рисков.

Персональная комплаенс-программа с учетом потребностей бизнеса и характера рисков. Обучение работников, улучшение компетенций и осведомленности в нормах законодательства. Рекомендации по общению с конкурентами, построению принципов работы с поставщиками и потребителями.

Алгоритмы действий в случае поступления информации о нарушениях антимонопольного законодательства. Продуктивное и быстрое реагирование.

Внутренние проверки и расследования. Применяются дисциплинарные наказания к лицам, нарушившим внутреннюю политику.

Антимонопольная сертификация. Персонал привлекается к дисциплинарной ответственности. Проверяются знания предписаний внедренной системы. В случае успешной проверки работники поощряются.

Постоянный мониторинг. Оценивается эффективность программы антимонопольного комплаенса, совершенствуются процессы и методы достижения нужных результатов.

Далее следует провести анализ и определить проблемы для проведения аудита деятельности предприятия, чтобы выявить зоны риска. На этом этапе:

  • определяются рынки, на которых компания доминирует;
  • выявляются направления бизнеса, требующие соблюдения антимонопольного законодательства;
  • проверяются договоры и внутренняя политика на соответствие нормам законодательства;
  • разделяются на категории антимонопольные дела по основанию появления.

На базе проделанной работы создается карта рисков, источники которых становятся фундаментом для разработки комплаенса.

Документы, формирующие регламент поведения предприятия и работников на рынке:

  1. внутренняя антимонопольная политика с доступной и более развернутой картой рисков и изложением последствий;
  2. сформированная защита по однообразным делам, что особенно важно для бизнеса с обширной географией;
  3. инструкция при прохождении антимонопольных проверок.

В типовые формы документов вносятся нужные корректировки. Затем наступает этап внедрения и управления. Поскольку одну из ключевых ролей в эффективности комплаенс-системы играют работники, после внедрения обязательны обучающие семинары и тренинги. Они помогают наглядно ознакомиться с примерами из практики, моделировать различные ситуации и получать ответы на возникающие вопросы.

Универсальной системы предупреждения нарушений не существует. Программа Антимонопольного комплаенса разрабатывается с учетом специфики отраслей, товарных рынков компаний, компетенций специалистов и потенциальных рисков.

В силу неоднозначных трактовок в законах и постоянных перемен в антимонопольном законодательстве комплаенс не даст 100% защиты от рисков, но поможет урегулировать деятельность и производственные процессы на предприятии. Цель программы – не ловить нарушителей, а развивать бизнес путем повышения осведомленности руководства и команды об ответственности, предупреждения рисков и блокировки незаконных действий по личной инициативе работников.

Особенности внедрения Антимонопольного комплаенса

Российский бизнес понемногу начинает проникаться комплаенсом, но он все еще остается на стадии зарождения. Ведутся дискуссии не только о целесообразности и трате ресурса на этот инструмент, но и о трактовке самого понятия. ФАС России поддерживает такую систему внутренних предупреждений. Однако представители службы и бизнесмены в публичных выступлениях иногда путают антимонопольный комплаенс с торгово-сбытовой политикой.

Еще одна сложность заключается в том, что программа комплаенса индивидуализирована. Система вводится на добровольной основе. Четких требований к содержанию нет. Главное, чтобы программа соответствовала корпоративной культуре компании и законодательству. Здесь и заключается основной подвох по причине путаницы в формулировках и самой проверке.

При наличии на предприятии действующей программы комплаенса ФАС может смягчить наказание за допущенные нарушения. Для этого антимонопольный орган должен убедиться, что компания принимала все превентивные меры, чтобы избежать совершения неправомерных действий. На практике в Великобритании, Италии и Франции наличие в организациях комплаенс-системы выступает смягчающим обстоятельством и способствует снижению штрафа на 10–15%.

Программа комплаенса включает персонификацию ответственности. Это значит, что за нарушение антимонопольного законодательства будет отвечать конкретное лицо, преступившее закон. Обычно промахи и падения организации ложатся на плечи директора, даже если он напрямую не причастен. Система помогает перенести вину на человека, который лично нарушил запрет, хотя и знал о нем.

Антимонопольный комплаенс играет весомую роль при заключении сделок поглощения и слияния. Покупатель может увидеть, на законных ли практиках держится бизнес интересующего его актива, и какую ценность представляет. Комплаенс-система помогает подтвердить качество актива. Это новый виток в экономических отношениях, направленный на трансформацию бизнеса и определяющий будущее компании.

Темы: Защита владения бизнесом

Автор

Витлинский Павел Валерьевич
Витлинский Павел Валерьевич

Управляющий Национальной Юридической Сети

Все статьи автора